Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Субъективное пространство конкуренции

Это ментальная модель конкурентной ситуации в голове рядового участника. Эту модель можно сравнить с условным «игровым полем» — субъективным экраном, на котором изображены в виде фигурок-персонажей другие участники конкуренции, объект конкуренции и сам субъект. Разные участники могут иметь совершенно разные такие модели, что затрудняет поиск между ними взаимопонимания и принятия единых правил поведения. Одни участники рассматривают ситуацию как более мягкую, ибо убеждены, что «всем всего хватает» и нет дефицита оспариваемого блага. Но в этой же самой объективной ситуации другие участники субъективно могут быть убеждены в обратном — в том. что имеется острый дефицит, и это их подталкивает к более жесткому конкурентному поведению. СПК может быть в одном случае более «узким» (субъект видит только себя, ближайшего соперника и единственный оспариваемый объект), а в другом случае — более «широким» (субъект видит, например, что существуют другие объекты, которые могут компенсировать потери в случае поражения). Чем шире СПК, тем больше, как правило, возможностей для поиска компромисса и более мягкого соревновательного поведения. Важная особенность СПК: на своем «субъективном экране» человек, как правило, видит не только других, но и себя самого (своего «аватара» в игровом поле). В этот «образ Я» встроена, как правило, самооценка собственного конкурентного потенциала. Если собственный потенциал человек недооценивает (по сравнению с тем, как его оценивают конкуренты), то он нередко по этим причинам ведет себя более агрессивно (стремясь избежать вероятного поражения), чем от него ожидают другие. В общем случае СПК — это не только сиюминутное игровое поле, но это и модель, протяженная во времени: она включается в субъективное представление о прошлом и возможном будущем. Такое расширение СПК помогает субъекту в случае поражения видеть для себя определенную перспективу в том, что правильно осмысленный опыт неудач поможет ему победить в будущем. Человека, у которого в ментальной модели нет такого будущего, трудней уговорить более терпимо относится к возможному или уже случившемуся поражению. Одним из частных случаев СПК является «личностное семантическое пространство» (см. соответствующую словарную статью). Реконструкция СПК является важным условием для эффективного управления в ситуации острой конкуренции и назревающего конфликта. См. также статьи «Личностное семантическое пространство», «Многомерное шкалирование», «Факторный анализ», «Тест личностных конструктов».